Как в кино... В августе 1963 года ленинградцы были свидетелями необычного зрелища – буксиры тащили по Неве серебристый пассажирский лайнер.
⠀⠀Когда «Ту-124», летевший из Таллина в Москву, приближался к городу Ленинграду, экипаж сообщил по радиосвязи, что одна стойка шасси не выходит и нормальная промежуточная посадка будет невозможна.
Пилотам приказали сажать самолет «на брюхо» на аварийной грунтовой полосе. Чтобы избежать опасности взрыва, самолет должен был кружить над городом, пока топливные баки не опустеют.
В полете летчики пытались выбить заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа, но ничего не помогало.
⠀⠀Экипаж самолета действовал по инструкции, согласно которой максимальный запас горючего при посадке не должен быть превышать тонну. Неизвестно, то ли ошиблась команда, увлекшаяся освобождением шасси, то ли приборы неточно показывали запасы топлива, но горючее неожиданно закончилось раньше предполагаемого срока, и двигатели заглохли тогда, когда самолет пролетал над Смольным.
⠀⠀К счастью, дополнительным пилотом «Ту-124» был летчик, управлявший раньше гидросамолетами. Он крикнул капитану Виктору Мостовому: «Садимся на воду!» Возможно, удачная посадка – заслуга не командира, а второго пилота.
⠀⠀Лайнер пролетел над строящимся мостом Александра Невского, коснулся хвостом Невы, упал на брюхо и застыл в сотне метров от опор Финляндского моста.
Фюзеляж набирал воду, лайнер быстро погружался. Еще одна счастливая случайность: мимо шел старенький буксирчик. Капитан буксира, посовещавшись с летчиками, велел зацепить трос за штурвалы пилотов.
⠀⠀Самолет подтянули к причалу, где у берега как нельзя кстати стояли плоты. Погнувшееся крыло самолета легло на них. По этому своеобразному трапу через верхний люк из самолета вышли все пассажиры.
⠀⠀На следующий день под затонувший «Ту-124» подвели понтоны и с помощью буксиров отправили в устье Невы, к Шкиперскому протоку. Эту необыкновенную картину и наблюдали пораженные ленинградцы.